Каким образом рыцари-крестоносцы, облаченные с ног до головы в железо, спасались от жары
15 августа 1096 года начался Первый крестовый поход за гробом Господним против владычества магометан в Святой земли. Продлится сие «святое» мероприятие до 12 августа 1099 году.
Венчает Первый крестовый поход взятие Иерусалима с уже традиционной к тому моменту для крестоносцев резней мусульманского, иудейского и даже христианского населения города. В Крестовых походах врагами католиков были отнюдь не только «полчища» сарацин, но и местный климат. Как же слуги Христа спасались от жары?
Когда речь заходит о средневековых рыцарях большинство людей сразу же представляет себе человека на коне в латной броне. Однако так выглядели они лишь в эпоху заката Средневековья и рассвета Нового времени в XV-XVI веках. В XI веке из латной брони на рыцарях были только шлемы разных конфигураций.
Самые состоятельные кавалеристы могли позволить себе цельнометаллические наручи. Все остальное тело прикрывалось кольчугой: кольчужным «платьем» с капюшоном и кольчужными чулками на ноги (этакими металлическими носками). Использовались и некоторые другие виды брони, например, ламеллярные доспехи, набранные из чешуек.
Однако, «мейнстримом» все-таки была именно кольчуга. При этом даже ее мог себе позволить не каждый кавалерист. Хорошо если стальная рубашка была у главного в «Копье», боевым же слугам небогатых рыцарей и вовсе приходилось отдуваться в одной только поддоспешной одежде и металлическом шлеме.
Обычно рыцари облачаются в броню только перед боем. Однако, во время похода в Святую землю опасность подстерегала крестоносцев на каждом шагу, а потому многие из них были вынуждены проводить большую часть дня в тех самых кольчугах.
Как же они спасались от жары?
На самом деле никакого «специального» рецепта у крестоносцев и не было, быть может за исключение всего одной «чудо-штуковины». Другими словами, спасались как могли: шлем вне боя можно снять и подвесить на седло, кольчужный капюшон можно откинуть с головы на затылок, а в остальном только пить-пить-пить и еще раз пить воду. Есть упоминания о том, что крестоносцы на страшной жаре мочили водой шерстяную ткань и закручивали ее на голову.
Что касается «чудо-штуковины», то это рыцарское сюрко – матерчатое платье, надеваемое поверх кольчуги. У крестоносцев они чаще всего были белыми. Поэтому логично предположить, что в известной степени сюрко спасали кольчуги от слишком быстрого и сильного нагревания на солнце.
Определенно от солнца спасали и рыцарские походные плащи. Однако, в остальном главным спасением была вода. Стоит также учитывать, что как минимум для трети крестоносцев климат нынешней Турции и Святой земли все-таки не был чем-то особенным.
С очень похожими погодными условиями как минимум летом и осенью многие крестоносцы сталкивались в родной Испании и на юге Франции.
Не стоит забывать и о том, что двигалось войско отнюдь не только по пустыне. Армия шла от города к городу, от замка к замку, от деревни к деревне, от оазиса к оазису. Безусловно люди страдали от жары и даже гибли от нее. Однако не стоит себе представлять поход крестоносцев по Ближнему востоку как бесконечное блуждание по высженной пустыне.
Многие места региона были вполне «зелеными» и обитаемыми. Так как военной силой крестоносцев остановить не могли, в какой-то момент местные мусульманские феодалы просто перестали сопротивляться, стали откупаться от воинственных франков подарками, выдавать им проводников и пополнять их запасы за свой счет – в общем делать все возможное, чтобы буйные «цивилизованные» европейцы как можно быстрее покинули их ухоженные земли и уже наконец добрались до столь желанного ими Иерусалима.